Фотография ядерного взрыва.
Конфликт цивилизаций.
Ближний Восток. Израиль.
Арабо-израильский конфликт.
Публицистика.

Главная      Публицистика      Статьи      Решение проблемы      История      Геноцид      Обращения      Разное      Контакт     

 

Д-р. Эмиль Менджерицкий.      

Корни антисемитизма - в антисемитах.

1.

          “Евреи являются зачумленной, прокаженной и опасной расой, которая заслуживает искоренения со дня ее рождения”.
          Эта цитата не из выдающегося юдофоба царских времен Пурешкевича, и не из современного российского мракобеса Проханова, а, представьте себе, из великого итальянца, символа гуманизма и прогресса, Джордано Бруно. Да, ничего не поделаешь - антисемитизм не только ужасен, но и парадоксален.

          Антисемитизм преследует евреев как тень, преследует неотступно и ожесточенно. Почему? Попытки ответить на этот вопрос были многочисленны и разнообразны. Большинство представлений сводятся к формуле: в ненависти к евреям виноваты сами евреи. Есть и другие теории, которые выстраивались на основе рассмотрений религиозного, экономического, культурного, и т.п. состояний общества. Они составили богатейшую библиотеку трудов, посвященных феномену юдофобии (или антисемитизма, как принято называть ненависть к евреям с конца Х1Х в), но оказались недостаточными для объяснения природы этого хронического заболевания.

          Сравнительно редко историки и исследователи обращались к особенностям поведения самих антисемитов, к психобиологическим аспектам этого феномена. Именно этими аспектами мы собираемся здесь заняться, рассматривая антисемитизм, в основном, со светских позиций.

2.

          Одна из последних публикаций, касающихся концепции феномена антисемитизма, «Неизбывность антисемитизма» (Интернет, «Заметки по еврейской истории», №9 (112), Май 2009г.) принадлежит перу М. Перельману и Г. Рубинштейн.
          В этой статье авторы всесторонне рассматривают причины неприязни к евреям народов, среди которых они живут. Следующие обстоятельства перечисляются в статье: евреи отличаются особой религией, характерной своей закрытостью, и приписывают себе статус богоизбранности, евреи выделяются в обществе, что позволяет легко превращать их в козлов отпущения, евреи выделяются богатством и успехами, вызывающими зависть, в России евреи отличаются тем, что не пьют, евреям свойственна взаимоподдержка.

          Легко заметить, что все эти особенности описывают «инакость» евреев, которая, по мнению авторов, и представляется коренному населению раздражительной и опасной. Какой вывод делается в статье из рассмотренного разнообразия причин антисемитизма и неизменного его присутствия во всех точках планеты? «Если мы (евреи) решили оставаться такими, какими родились и были воспитаны, нам надо знать, что антисемитизм – вечный и неизбывный спутник жизни нашей». И далее этот вывод формулируется авторами как «закон сохранения корней антисемитизма».

          Авторам - вопреки заявленной ими цели – не удалось вскрыть все стороны антисемитизма: приписывая антисемитам вполне рациональные мотивы для недовольства евреями, они почти не касаются той беспрецедентной ожесточенности, той ярости, того поистине зверства, которыми весьма часто сопровождаются антисемитские эксцессы.
          И это не случайно. Именно эти его проявления заставляют меня предположить, что антисемитизм связан не только и не столько с природой и поведением евреев, сколько с особенностями самих антисемитов. Это предположение приводит к необходимости обратиться к некоторым аспектам психологии.

3.

          Я уверен, что многие из моих читателей согласятся с утверждением, принятым как центральное в социобиологии и эволюционной психологии, что некоторые черты социального поведения людей определяются не только условиями их воспитания, усвоенной моралью и идеологией, но и биологической природой, то есть их геномом, их наследственным кодом, который сформировался в процессе эволюции их предков.

          В этом смысле можно, в частности, утверждать, что наряду с людьми добрыми от природы, для которых благополучие других часто не менее важно, чем собственное, есть субъекты с природной агрессивностью или злобностью, часто прикрытой маской воспитанности и любезности. Они не любят других людей, относясь к ним с неприязнью, проявляющейся в широком диапазоне от скрытого презрения до человеконенавистничества, до удовольствия от чужих страданий.

          Наслаждение от страданий другого часто представляют как патологию данного индивида.
          Однако вспомним древнеримскую толпу, наслаждавшуюся тем, как гладиаторы убивают друг друга, или парижан, ходивших на гильотинирования – не преступников, а политических деятелей - или миллионы кинозрителей, которым обязательно подавай убийства, или товарища Сталина, который требовал убийств, чуть ли ни каждый день.
          Культурными воздействиями, эффектами массовой психологии эти проявления можно объяснить лишь частично. Напрашивается мысль, что склонность к злобности и агрессивности - в природе людей, не всех, но некоторых, и у этих последних – в разной степени.

          Таким людям нравятся, в сознании или подсознании, проявления собственной агрессивности и жестокости, это им естественно, это доставляет им удовлетворение, и потому они к этому стремятся. (Подчеркнем, что речь здесь идет лишь о склонностях, то есть о том, что может контролироваться и подавляться разумом или верой, а не об автоматически действующем инстинкте). Можно сказать, что и те, кто действуют по природной доброте, порой бессознательно мотивированы той радостью, которой им обычно доставляет реализация заботы о другом. Описанные здесь свойства я в дальнейшем буду называть психобиологическими.

          Юдофобии в генах быть не может, но агрессивность и злобность, вплоть до страсти к убийству, в генах могут иметь свое отражение - как я старался пояснить выше - а их проявление легко связать со стимулированием антисемитизма.

          Возникает, правда, вопрос, откуда все это взялось? Естественным ответом на этот вопрос служит предположение, что предпосылки для этих склонностей, могли, например, возникнуть, когда эволюция человечества проходила под влиянием каннибализма.
          Совсем недавно в «Вестях» (29 июня 2009) было воспроизведено американское сообщение о результатах генетических исследований в области криминалистики, проведенной группой под руководством Кевина М. Бивера. Ученые обнаружили, что специфический ген, названный МАОА, чаще встречается у людей склонных к агрессии. Было также показано, что у представителей разных этнических групп этот ген встречается в разных пропорциях, а также, что носители этого гена склонны чаще проявлять крайнюю жестокость, вплоть до применения оружия. Разумеется, что это сообщение весьма подкрепляет развитую здесь гипотезу.

4.

          Антисемитизм в своем современном виде формировался приблизительно с Ш-1У вв. н.э., когда христианство было принято в качестве официальной религии Римской империи. (Хотя в своих отдельных проявлениях – например, в виде претензий язычников к монотеистам - антисемитизм был известен и ранее). Отцы церкви истратили тогда много слов для обвинения евреев в непринятии Христа как мессии и его распятии, для унижения евреев и превращения их в париев. Эта пропаганда постепенно разожгла неприязнь христианской паствы по отношению к евреям, которая затем превратилась в систематическую яростную ненависть, доходящую до геноцида.

          Как-то я спросил одного интеллектуала-христианина: как вкратце выразить, в чем смысл христианства? И он мне ответил: в любви к Христу.
          Создатели этого учения убедили своих приверженцев ему следовать с помощью предания Христу прекрасного образа – богочеловека, отличающегося безмерной добротой, нравственной чистотой, физической красотой, безгрешностью. Вся паства, и в том числе лица, склонные к агрессивности, разврату, обманам и т.д. вынуждены были, несмотря на внутреннее сопротивление, покориться этому призыву и возлюбить ближнего.
          И тут отцы церкви начали объяснять своей пастве, что есть нехорошие люди, евреи, которые мало того, что не признали их кумира, но еще и убили его, да не просто убили, а распяли.
          Как эта информация должна была обрадовать и распалить тех, у кого в природе была та или иная степень неприязни к людям! Ведь фактически им разрешили делать то, что сначала запретили, вопреки их желанию.

          Напомню, что первые крупные погромы христиане осуществили во время крестовых походов, когда был брошен клич, что перед тем, как наказывать за морем неверных, нужно уничтожить своих христоубийц. Основным исполнителем этой идеи была злобная чернь, двигавшаяся впереди крестоносцев и зверски уничтожавшая европейские еврейские общины. Сами духовники и крестоносцы в этих акциях почти не участвовали, но и не сопротивлялись им. Однако в дальнейшем антисемитизм в Европе распространился среди простого люда, падкого на слухи и преследования тех, кого бьют.

          Таким образом, основную причину упорства и ярости христианского антисемитизма, по описанной версии, составила природная склонность у некоторых людей к агрессивности и злобности, которой было разрешено реализовываться с помощью наветов против евреев. Иными словами, в этом процессе активно действовали, взаимодействуя между собой, два фактора: психобиологический и идеологический.
          Этот дуализм может быть распространен для объяснения многих проявлений светского антисемитизма, масштабы которого обеспечивается втягиванием в это движение масс обывателей, мотивированных массовой психологией.

          На бытовом уровне антисемитизм может проявляться и по более простой схеме: когда индивидуальная агрессивность, жаждущая проявиться, направляется на более удачливых, которым завидуют, на чужих (то есть в форме ксенофобии), на более слабых, на тех, кого били издавна, каковыми часто оказывались евреи.
          Напомню, для примера, что после 6-дневной войны антисемитизм в России и других странах существенно поубавился, из-за смены образа слабого еврея на сильного.

          Юдофобия часто используется для укрепления тоталитарных режимов. В этом случае она принимает форму государственного антисемитизма. Государство при этом действует также в соответствии с предложенной схемой. Для распространения подстрекательского наговора оно использует всю мощь своих СМИ, и таким образом быстро разжигает тлеющий испокон веков огонь народной ненависти к евреям.

5.

          В ХУ1 – ХУ111 вв. наступила эра Гуманизма и Просвещения, когда в Европе началась борьба с религиозным засильем и суевериями. Неожиданным образом многие из ведущих деятелей этого движения сохранили «грех» антисемитизма.
          Вероятно, что этих деятелей в первую очередь раздражала преданность евреев своей религии, своей Торе, своему Богу, что воспринималось просветителями как невежество. Не находя возможности преодолеть эту позицию и не желая вникнуть в ментальность другого народа, некоторые из этих борцов с религией за прогресс приходили к желанию морально уничтожить этих упрямцев. Но почему они делали это с такой яростью и прямо-таки бесчеловечностью?

          Попытаемся разобраться с одним из них – с Вольтером, кумиром передового человечества того времени. Факт остается фактом: его главный труд, «Философский словарь», составляющий 17 томов, по чьему-то выражению, буквально лопается от юдофобских выпадов.
          Cогласно Вольтеру, евреи - «людоеды», «приносят человеческие жертвы», «воры большие, чем арабы», «Давид – главарь шайки разбойников, убивавший стариков, женщин и детей», «евреи порочны: то, что нам отвратительно, у евреев не является постыдным»…Бред какой-то, который, как говорится, не лезет ни в какие ворота…

          Спрашивается, почему этот сверхинтеллектуальный человек, необычайно глубокий и изысканный писатель, властитель умов не одного поколения, мог себе такое позволить? Напомним, что за антисемитские «художества» Вольтер подвергался уничтожающей критике со стороны современников. Но ничего не помогало.

          И в наши дни продолжаются бесплодные попытки понять, с чем связаны эти чудовищные выверты блестящего ума.
          Я позволю себе сделать следующее предположение, в духе обсуждаемой гипотезы: эти выражения ярости и агрессивности были вызваны тем, что они доставляли их субъекту особое наслаждение, особое удовлетворение. Ну, а позволял он их себе потому, что считал евреев главными виновниками религиозного засилья, с которым всю жизнь боролся.

          Яростная юдофобия Вольтера, которую он распространял с помощью своих книг, оказала существенное влияние на развитие светского антисемитизма в Европе.

          Возвращаясь к Джордано Бруно, с которого начато это повествование, я должен – для объяснения его антисемитских «художеств» - как и в случае с Вольтером, сослаться на специфический характер великой личности.
          Многочисленные свидетельства говорят о том, что Джордано Бруно имел несносный характер. Он был мастер наживать себе врагов. В любой аудитории – однажды это было в Оксфорде - он мог обозвать присутствующих «невеждами, глупцами и недоумками». В спорах он часто не считался с логикой, и легко обращался к эмоциям.
          Поэтому естественно предположить, что в процессе своей яростной борьбы с суевериями, он, придумав, что евреи как раз и являются главными носителями мракобесия, не жалел на них ругательств.

          По всему видно, что Бруно, как и Вольтер, наслаждался выражениями ярости, и этим можно многое объяснить в характере их высказываний.

          В период Новой Истории светский антисемитизм в Европе чрезвычайно усилился не без влияния известных выступлений К. Маркса.
          И в этом случае можно усмотреть руководящую роль злобности. Своим якобы прогрессивным учением он генерировал зло, натравливая рабочих на предпринимателей, камуфлируя творческую роль последних в производстве.
          Весьма известны его злобные высказывания по поводу многих его соратников-евреев. В печально знаменитой статье «Еврейский вопрос» он описал евреев как нацию менял и корыстолюбцев.
          “Торговля – вот истинный бог евреев” - воскликнул он. Будучи создателем пресловутой теории деления общества на враждующие между собой классы, он, почему-то забыв здесь о классовом подходе, все социальное зло приписал не какому-либо классу, а некоей нации, не замечая, в пылу своих яростных нападок, получая удовлетворение от них, что опровергает сам себя.

          Упомянутые выше нападки и наговоры на евреев со стороны христианского духовенства, ряда просветителей, демагогов-социалистов составили в Германии ко 2-й половине Х1Х в. целое идеологическое поле, насыщенное разнообразными юдофобскими измышлениями. Результатом этой тенденции была всеобщая неприязнь немцев к евреям.
          “Я еще никогда не встречал ни одного немца, который бы любил евреев” - заметил в конце Х1Х века Ницше. Еще можно добавить, что к тому же времени ни одна из немецких партий не имела успеха у избирателей, если в ее программе не содержалось антисемитских лозунгов.
          Я не хочу сказать, что в описанном смысле Германия была каким-то исключением среди других европейских народов, но на первое место по уровню антисемитизма ее, несомненно, поставить можно.

6.

         На рубеже Х1Х-го и ХХ-го вв. произошел всплеск государственного антисемитизма в России, когда царская охранка спровоцировала серию погромов, дело Бейлиса, создание и распространение «Протоколов сионских мудрецов» и т.п.
         Во всех этих случаях власти, руководствуясь грязной идеей использовать антисемитизм в борьбе с нарастающим революционным движением, провоцировали злобную нечисть проявлять свою ярость против евреев.

         Кульминацией эры светского антисемитизма стал немецкий нацизм, который лег, как было показано в предыдущем пункте, на основательно подготовленную почву. Нет нужды напоминать, что в этот период в Германии антисемитизм был государственной политикой, которая легализовала и индивидуальную юдофобию.

         Гитлер, со своей садомазохистской природой и комплексами неполноценности, подтверждает гипотезу о психобиологической природе индивидуального антисемитизма, который он испытывал уже в юные годы.

         Можно предположить, что именно под влиянием своей ненависти к евреям он выступил с концепцией о новом мировом порядке, во главе с арийской расой и без евреев, поскольку они мешают этому порядку.
         В геноциде, в Катастрофе, в реализации гитлеровского расизма участвовали миллионы немцев, что также объясняется их агрессивностью, раскрепощенной нацистской агитацией.

         Она вернула немцев к идеологии древних германцев, внушая представления о высшей расе, которой все дозволено. Были для этого еще подходящие внешние обстоятельства: разорение и унижение Германии после 1-й Мировой войны, на фоне которых, успешно конкурирующее с немцами еврейское меньшинство вызывало неприязнь немецкого большинства.

         Но могли ли эти обстоятельства оправдать немцев? Нет, в Катастрофе виновны немцы, позволившие себе следовать своему бесноватому фюреру и забывшие, что надо держать в узде свою склонность к агрессивности.

         В этой связи нельзя пройти мимо фундаментального труда Д. Голдфагена «Гитлеровские добровольные палачи», изданной в Нью-Йорке в 1996 г. (англ.).
         В этом труде на 500 страницах доказывается, что в массовом истреблении евреев тогда участвовали не только нацисты, но и миллионы гражданских лиц, мужчин и женщин, участвовали добровольно, без сопротивления, охотно, с удовольствием, фотографируясь на фоне страшных картин. Истребление производилось безжалостно, при полном отсутствии сострадания к детям и старикам, без какого-либо намека на соблюдение принятого на Западе табу не убивать беззащитных. Эти добровольные палачи проявляли массовую жестокость и без приказа.

         Как мог образованный народ, родивший крупнейших мыслителей и деятелей искусств, дойти до идеи и реализации уничтожения другого народа, если бы в крови многих немцев не была заложена склонность к звериной жестокости, которой Гитлер лишь позволил проявиться?
         То же обвинение можно предъявить и многим полякам, литовцам, украинцам и т. д., без помощи которых уничтожение евреев не было бы столь «результативным».

         Много похожего на нацистский было и у советского государственного антисемитизма 1940-50-х гг., который лишь в количественном отношении не достиг нацистского аналога, и то лишь из-за смерти Сталина.

         Оба диктатора, и Гитлер, и Сталин, использовали антисемитизм для завоевания доверия своих народов, умело его раздувая, для доведения этого доверия до массового бездумного воодушевления в адрес своих оголтелых проектов.
         Интересно отметить, что перед 2-й Мировой войной народного антисемитизма в СССР почти не было – он был под запретом. Но после войны, стоило Сталину, - которому это понадобилось для реализации его будущих имперских планов – лишь мигнуть, лишь назвать евреев космополитами, как звериный антисемитизм мгновенно распространился по всей стране.
         Ну, можно ли это объяснить без предположения о психобиологических предпосылках юдофобии?

7.

         В современном антисемитизме можно усмотреть два взаимодействующие между собой направления: традиционную европейскую юдофобию, которой мы касались выше, и арабский (мусульманский) антисемитизм.

         После 2-й Мировой войны, когда стали известны чудовищные факты Катастрофы, некоторое время казалось, что в Европе антисемитизма больше не будет, больше просто не может быть из-за того ужаса, который должен был охватить европейцев, когда деяния нацистов стали быть предметом гласности.
         Однако это впечатление длилось недолго, и временное затишье сменилось вновь весьма заметными проявлениями антисемитизма, лишь несколько закамуфлированного новыми названиями – антисионизм и антиизраилизм. Дело здесь, видимо, заключается в том, что поведение немцев в отношении евреев во время войны не было для западных европейцев недопустимым, ведь многие из них, особенно среди государственных чиновников, если и не были убийцами, то были самыми непосредственными помощниками исполнения нацистской идеи.

         Очень аргументировано это описал У. Перл в обзоре «Заговор Холокоста», появившемся в Интернете в мае 2009 г.
         Хотя так называемое Окончательное решение еврейского вопроса было принято Гитлером в январе 1942 г., угроза массового уничтожения евреев появилась уже в 1938 г. после Хрустальной ночи. В качестве ответа на эту угрозу страны Запада по существу приостановили эмиграцию евреев из Германии. В этом участвовал почти весь Запад, за исключением Испании.

         Особенно активно в этом направлении действовали англичане, по существу, закрывшие свою громадную империю, и особенно Палестину, для иммиграции евреев.
         Даже, когда немцы и румыны пытались, уже после начала истребления, обменять некоторое количество евреев на материальные ценности, западные чиновники, затягивая сделки, проваливали их. Эти чиновники находили для затяжек разнообразные причины, такие как кризис в их странах или подозрения, что среди обмениваемых есть шпионы. Этот довод использовался даже тогда, когда ходатаи ратовали за детей.

         В упомянутом обзоре приведены многочисленные фамилии чиновников, явно знавшие о злодеянии немцев, и, тем не менее, особенно отличившихся в этой кампании торможения спасения евреев. К ним относятся такие явные антисемиты как английский министр иностранных дел А. Иден, помощник государственного секретаря США А. Лонг и др.

         Случались эпизоды, когда вопрос о еврейской иммиграции решался с помощью всенародных референдумов, однако результаты их во всех случаях были для евреев также отрицательными. Были, конечно, среди европейцев и праведники мира, но, к сожалению, больше было антисемитов, и они имели большее значение.

         После войны римский папа отменил обвинения евреев в христоубийстве и покаялся перед ними. Эта акция, видимо, оказала какое-то влияние на западное общество. Но этого явно недостаточно, так как болезнь антисемитизма слишком в нем укоренилась.

         Отношение арабского мира к евреям и Израилю определяется в значительной мере панисламистской идеей восстановления всемирного арабского халифата в его средневековых границах.
         В связи с этой идеей отцы арабской нации мобилизуют палестинских арабов на борьбу за уничтожение Израиля. Они используют индивидуальную жестокость и фанатичную веру, присущие многим арабам, для того, чтобы решить поставленную задачу с помощью террора. Для усиления террора арабские идеологи применяют антисемитские приемы и лозунги, разработанные европейскими юдофобами.
         Впрочем, арабский (мусульманский) антисемитизм – это особый разговор.

8.

         Неприязнь в межнациональных отношениях - широко распространненое явление.
         Так чехи недолюбливают словаков, французы – англичан, европейцы в целом – американцев.
         И это вызвано в определенной мере рациональными мотивами. В этом ряду антисемитизм - во многих его проявлениях - уникален. И по ярости, и по упорству, и по иррациональности: «настоящее» антисемитское переживание не ищет рациональных причин.

         Крупнейший исследователь феномена антисемитизма Л. Поляков в своей «Истории антисемитизма. Эпоха веры» (1997 г.) приводит следующее определение:
         “Антисемит – это человек, который ненавидит евреев более сильно, чем для этого имеется причин”.
         Неприязнь антисемитов по отношению к евреям часто перерождается в ненависть, не знающую пределов, не останавливающуюся перед моральным и физическим их уничтожением.

         В настоящей статье феномен антисемитизма предлагается рассматривать как результат взаимодействия двух составляющих: психобиологической и идеологической.

         В качестве первой составляющей «работают» находящиеся в подсознании склонности к агрессии, а в качестве второй - идеологические построения, которые «позволяют» этим склонностям реализоваться и направляют их на евреев.

         Иррациональность феномена антисемитизма определяется его психобиологической составляющей. Создателями и распространителями указанных идеологических измышлений являются различные объединения, видящие в этом распространении выгоду для своих политических или экономических целей.

         То, что на Западе популярным объектом обвинений оказались именно евреи, сложилось исторически: в средние века систематические христианские гонения на евреев, превратили их в людей низшего сорта; в Новое время эта традиция была широко использована тираническими режимами, укрепившими в сознании современного западного обывателя вражду к евреям.

         После образования государства Израиль ситуация с антисемитизмом, конечно, существенно изменилась.

         Израиль оказался способным защищать евреев по всему миру, что заметно снизило пыл антисемитов. Наличие еврейского государства сделало евреев, в социальном и юридическом смысле, такими же, как все другие народы, что осложнило идеологические наработки, дискредитирующие евреев. Из-за Катастрофы и эмиграции в Израиль, евреев в других государствах стало заметно меньше. И, несмотря на все это, антисемитизм далеко не изжит.

         Антисемитизм – это болезнь, и ее носители смогут ее преодолеть, лишь поняв ее подоплеку и найдя другие способы для удовлетворения своих амбиций.
         Как сказал М.И.Даймонт: “ Антисемитизм – это психологическая проблема антисемитов”.

         В миссию евреев на Земле, возможно, входит помочь юдофобам решить эту проблему.

    Д-р. Эмиль Менджерицкий. Иерусалим. Июль 2009.
Наверх.      
 



Hosted by uCoz