|
Свидетельства преступления против
человечности.
(2 Сентября 2005)
Учитель и ученик.
То ли Махмуд Дервиш, то ли Самих Фарадж, то ли Камаль Насер – в
общем, кто-то из тех, кто числится в ближневосточной номенклатуре на должности "палестинский национальный поэт", -
написал в свое время по-настоящему выразительные строки. Кому они адресованы, читатель угадает с первого раза: "Заберите
свои могилы и убирайтесь отсюда!".
Не из Гуш-Катифа, разумеется, а вообще – из этой страны. Происходящее
сейчас в Гуш-Катифе для палестинцев – только прообраз будущего. Евреи вывозят свои могилы, разрушают свои синагоги и уходят, не
оставляя после себя никакого следа на земле, тридцать лет служившей им домом. И если можно так перечеркнуть тридцать лет
еврейской истории, почему нельзя шестьдесят или сто? Почему нельзя и три тысячи лет перечеркнуть, если Израиль во главе с
"генералом Шароном" не решается положить конец систематическому истреблению еврейских древностей на Храмовой горе?
"Заберите свои могилы и убирайтесь отсюда!".
В решении израильского правительства разрушить покинутые синагоги
сектора Газы и эвакуировать останки похороненных на кладбище Гуш-Катифа евреев нет ничего очевидного, само собой разумеющегося.
Родственники тех, кто похоронен в Гуш-Катифе, могли бы потребовать у правительства перенести их могилы в пределы "зеленой
черты". Когда люди просили бы о таком решении, их просьбу следовало бы беспрекословно исполнить. Но почему правительство
должно было давить на людей, шантажируя их неизбежным осквернением могил и чуть ли не силой добиваясь у них
согласия на эвакуацию останков?
Почему осквернение могил – неизбежно? Израиль, как минимум, мог бы
требовать международных гарантий сохранности кладбища и синагог в Гуш-Катифе, равно как и свободного доступа к ним в
навязанном – да, навязанном – палестинской администрации режиме. Даже Ватикан выступил за такое решение, справедливо опасаясь
того, что и христианские святыни будут со временем выкорчеваны исламистами повсюду, где им удастся потеснить способное защитить
себя человечество. Нет ничего очевидного в том, что наглеющему с каждым днем джихадистскому исламу дозволяется превращать в
tabula rasa священные узоры человеческой памяти.
Евреи приучены носить свои святыни в душе, не доверяя их дереву
и камню. Тем не менее, мы с понятной ревностью воспринимаем всякое посягательство на сохранившиеся следы нашего двухтысячелетнего
пребывания в Европе. Оказавшись в Бердичеве, например, мы видим живущий своей, не близкой нам жизнью украинский город, население
которого полностью сменилось в XX веке. Но рядом с этим городом, на старом еврейском кладбище, живет наше прошлое, наша память.
Эти вросшие в землю каменные надгробья ничего не говорят огромному большинству сегодняшних жителей Бердичева, многим из них они
служат не слишком приятным напоминанием о чужом, расстрелянном и разграбленном прошлом, но значит ли это, что еврейское кладбище
можно просто так – перекопать?
В сегодняшнем мире такое решение справедливо назвали бы варварским.
Но если нам дороги еврейские надгробья в Бердичеве и Праге, они должны быть нам тысячекратно дороже здесь, на этой земле.
Почему "генерал Шарон" подчиняется арабскому пустозвону, некогда приказавшему ему "Заберите свои могилы и
убирайтесь отсюда"? Может ли "генерал Шарон" не понимать, чему он учит сейчас наших врагов?
О лакейском решении "главного раввина Израиля" Йоны
Мецгера, которым Шарону была дана галахическая санкция на разрушение синагог Гуш-Катифа, говорить вообще не хочется. Для того и
проталкивали Мецгера на эту важную должность, вместо достойного и авторитетного кандидата, чтобы он выдавал при случае именно
такие решения. Лишь значительное, ощутимое возмущение еврейской религиозной общественности в Израиле и за рубежом заставило
Главный раввинат собраться на специальное заседание – и задуматься над смыслом бумажки, которую Мецгер легко подмахнул.
В дело включился Высший суд справедливости. В воскресенье он
соберется в расширенном составе из семи членов, под председательством Мишаэля Хешина, чтобы решить, проводить ли дополнительные
слушания по искам против разрушения синагог Гуш-Катифа и поселений на севере сектора Газы. Судьи рассмотрят новую рекомендацию
Главного раввината, согласно которой правительство Израиля "должно искать договоренности о сохранении покинутых синагог под
палестинским контролем".
Мечеть Хасан-Бек красуется посреди Тель-Авива, равно как и многие
другие мечети в Беэр-Шеве, Кейсарии и других городах Израиля, где давно уже нет арабского населения. Вряд ли они радуют своим
видом многих израильтян, но вопрос об их разрушении почему-то не встает. И если мы считаем нужным мириться с этими вкраплениями
в наш городской пейзаж, от палестинцев следует требовать того же в любом из бывших еврейских поселений. И если сами они не в
состоянии предоставить Израилю убедительные гарантии, в дело должна вмешаться третья сторона – международное сообщество,
имеющее определенный опыт борьбы с вандализмом.
От того же американского правительства, проявившего столь заметный
энтузиазм в связи с депортацией еврейского населения из Газы и Северной Самарии, можно было требовать прямого участия в защите
покинутых там синагог. Американцы не любят подобных сюрпризов? Пусть бы президент Буш заявил своими устами, что синагоги надо
разрушить. И пусть бы он сам объяснял своим еврейским и христианским избирателям, чем мусульмане отличаются от людей.
Древние синагоги в Бродах, Дорогобыче, Владимире-Волынском сразу же
оказались под угрозой из-за поспешной готовности "генерала Шарона" вычистить из Газы любые следы еврейского прошлого.
На недавнем заседании правительства Шарон вспомнил о синагоге XVI века в Хевроне, превращенной арабами после 1929 года в отхожее
место. По его мнению, этого аргумента достаточно, чтобы разрушить теперь синагоги Гуш-Катифа. Но даже осквернение имеет
определенные преимущества перед покорной готовностью "забрать свои могилы" и валить восвояси. Оскверненная синагога
хотя бы умеет сказать, что раньше здесь были евреи и была святость, а теперь здесь арабы и их дерьмо. Что же до высказывания
"генерала Шарона", то оно оказалось в данном случае куда более жалким и отвратительным.
Дов Конторер.
Один из ведущих израильских политологов, обозреватель газеты "Вести".
|
|
|