Фотография ядерного взрыва.
Конфликт цивилизаций.
Ближний Восток. Израиль.
Арабо-израильский конфликт.
Публицистика.

Главная      Публицистика      Статьи      Решение проблемы      История      Геноцид      Обращения      Разное      Контакт     

 


Очерк по истории евреев в Палестине c 11 века до н. э. и до 1948 года.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Часть 3. Массовое возвращение евреев из диаспоры на Родину и борьба за возрождение еврейской государственности.


          Новый период в истории евреев в Палестины начался в 1882 г. в связи с погромами в России, преследованиями евреев в Румынии и возникновением движения Ховевей Цион. Эти события породили значительную волну репатриации, получившую название “первой алии”.
          За один-два года возникли сельскохозяйственные поселения в Иудее (Ришон-ле-Цион, Экрон, Гедера и Петах-Тиква), в Самарии (Зихрон-Я‘аков) и в Верхней Галилее (Рош-Пинна и Иесод ха-Ма‘ала).

          Огромное влияние на процесс создания и укрепления сельскохозяйственных поселений в Палестине с 1883 г. по 1899 г. оказывал барон Э.Ротшильд.
          Администрация барона создавала хозяйства фермерского типа, использовавшие дешевый труд арабских рабочих.
          Вместе с этим администрация Ротшильда приобрела обширные участки земли в Иудее, Самарии, Галилее и старалась поощрять развитие промышленности (виноделие, табаководство, производство шелка, производство стекла в Тантуре).

          В 1900 г. Ротшильд перевел средства Еврейскому колонизационному обществу (ЕКО) и продолжал поддерживать его.
          Заслугой ЕКО является введение новых методов поселенческой деятельности, рассчитанной на максимально быстрое достижение поселениями самостоятельного статуса.
          ЕКО основало в Нижней Галилее ряд новых сельскохозяйственных поселений, в которых поселенцы обрабатывали землю собственным трудом.

          Турецкие власти видели в новых переселенцах потенциальную угрозу.
          В июне 1882 г. был издан закон, запрещавший поселение в стране евреев — выходцев из Восточной Европы.

          Создание постоянных поселений, приобретение земли, строительство новых зданий и т. п. осуществлялось лишь с помощью взятки или юридических уловок.
          Поселенцам часто приходилось защищаться от нападений грабителей-арабов.

          Попытки оказать давление на турецкое правительство по дипломатическим и другим каналам не увенчались успехом.
          Хотя оно и было вынуждено допустить временное пребывание в стране паломников и туристов, но закон 1901 г. ограничил его тремя месяцами.
          Эти меры не прекратили алию полностью, но весьма сократили ее.

          Новая волна алии была связана с усилением преследований евреев в России в 1890–1891 гг.
          Именно в этот период были основаны поселения Реховот и Хадера.
          Значительное увеличение спроса на земельные участки привело к спекуляции и резкому росту цен на них.

          Турецкое правительство приняло решительные меры, чтобы прекратить алию и покупку евреями земель.
          В течение следующего десятилетия сотни рабочих евреев тщетно ожидали возможности осесть на земле.
          В 1896 г. небольшая группа евреев поселилась в Метуле и Беер-Товии, однако многим из них пришлось вскоре покинуть поселения.

          В 1904 г. началась новая волна репатриации (вторая алия), которая питалась одновременно идеями национального возрождения и социальной справедливости.
          Большинство представителей второй алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903–1905 гг. в России, и многие из них были участниками еврейской самообороны.
          В их мировоззрении слились социалистические идеи, широко распространенные в то время в России, с идеями сионизма.

          Они рассматривали труд как главное средство возрождения родины и стремились к созданию в Палестине свободного общества равноправных тружеников.
          Использование еврейскими поселенцами дешевого труда арабских рабочих противоречило одной из главных целей, провозглашенных сионистским движением, — переходу евреев к производительному труду, и таило в себе угрозу политическому положению и безопасности еврейского населения Палестины.
          С этой задачей была тесно связана другая — защита жизни и имущества еврейских поселенцев от нападения грабителей силами евреев, а не наемников из числа местных арабов, черкесов и т. п.

          В борьбе за еврейский труд возникли новые формы кооперативных сельскохозяйственных поселений, основанных на собственном труде поселенцев: киббуцы, а позднее мошавы, оказавшие огромное влияние не только на социально-экономическую структуру складывающегося в Палестине нового еврейского общества, но и на его моральный облик.
          В стране сложился еврейский рабочий класс; возникли кредитные, потребительские и производственные кооперативы, профессиональные союзы городских и сельскохозяйственных рабочих, рабочая печать, сыгравшая большую роль в развитии новой литературы на иврите, который превратился в разговорный язык еврейского населения страны.
          Зародышем вооруженных сил страны явилось создание в 1909 г. для охраны еврейских поселений от нападений арабских грабителей организации Ха-Шомер.

          Сионистская организация, созданная в 1897 г. по инициативе Т. Герцля, первоначально отвергала всякие попытки поселения в Палестине, предпринятые без согласия властей.
          Герцль стремился заручиться поддержкой великих держав и, прежде всего, согласием Турции на создание в стране еврейских поселений.
          Одновременно он хотел создать финансовую базу будущих поселений.

          С этой целью в Яффо был основан Англо-Палестинский банк (1903), быстро превратившийся в крупнейший еврейский банк страны (ныне Банк леумми ле-Исраэль).
          В 1901 г. был создан Еврейский национальный фонд в целях приобретения в Палестине земель для сдачи в аренду поселенцам (в городах — строителям).
          В 1905–1907 гг. фонд приобрел первые участки земли в Палестине (Бен-Шемен, Хулда, Хиттин).

          Изменение отношения Сионистской организации к поселенческой деятельности в Палестине нашло выражение в создании ею в Яффо своего исполнительного органа — Палестинского бюро (1908).
          Принцип самостоятельного еврейского труда лег в основу всей последующей деятельности по еврейскому заселению Палестины.

          В результате этой деятельности в 1908-19013 гг были основаны: Дгания и Кинерет в долине Иордана; Бен-Шемен и Хулда в Иудее; Мерхавия в Изреельской долине и Ган-Шмуэль в Самарии.
          Особое значение имеет создание первого коллективного поселения Дгания (1909) — самый смелый и многообещающий опыт передачи всей ответственности за сельскохозяйственное производство в руки рабочих-поселенцев, послуживший прообразом будущих коллективных сельскохозяйственных поселений (киббуцов и мошавов).

          За годы первой и второй алии значительно увеличилось еврейское население Палестины.
          В 1882 г. оно составляло 24 тыс. человек и целиком сосредоточивалось в городах, а в 1914 г. оно достигло 85 тыс. из 700 тыс. всего населения страны.
          В 1909 г. в близи Яффо был основан квартал Ахуззат-Баит, который быстро развивался и превратился в первый в мире всецело еврейский город Тель-Авив.

          Ослабленный бюрократический аппарат Османской империи не мог эффективно поддерживать порядок в стране и охранять безопасность ее жителей.
          Новый режим стремился помешать распаду империи, поэтому он с самого начала занял отрицательную позицию по отношению к сионизму, в котором усматривал фактор, способствующий распаду.

          В этих условиях участились нападения арабов на еврейские поселения в стране, убийства, ограбления и кражи.
          Ишув вынужден был принимать меры по охране своей безопасности; так возникла организация Ха-Шомер, ставившая перед собой задачу охраны поселений еврейскими силами.

          Прогрессивное развитие страны и ишува было прервано 1-й мировой войной.
          Война отрезала Эрец-Исраэль от стран, бывших ранее главными поставщиками продовольствия и других жизненно важных товаров.

          Страна была втянута в непосредственные военные действия во время битвы за Суэцкий канал, за которой последовало вторжение британских войск, оккупировавших сначала южную (1917), а затем северную часть страны (1918).

          Во время войны все население страны — еврейское и нееврейское — страдало от недостатка продовольствия, от высоких налогов и конфискаций.

          Наряду с массовой мобилизацией турецкие власти широко практиковали принудительную трудовую повинность на прокладке дорог, рубке леса и т. п.

          Война принесла с собой эпидемии.
          Стихийные бедствия (например, нашествие саранчи в 1915–16 гг.) еще более усугубляли тяжелое экономическое положение.
          Развал экономики, инфляция турецкой валюты привели страну к концу 1917 г. на грань голода.

          Экономические бедствия сопровождались политическими потрясениями.
          Накануне вступления в войну турецкое правительство отменило режим капитуляций, чем поставило под угрозу общественный статус многих евреев, пользовавшихся покровительством иностранных консулов.

          Отношение к евреям турецких военных властей, возглавлявшихся Джемал-пашой, было двойственным.
          С одной стороны, турки издавна привыкли рассматривать евреев как протурецкий элемент, чему способствовали союз Турции с Германией и Австрией и растущее влияние США.
          С другой стороны, дух независимости, проявленный новым ишувом, и его тесные связи с сионистским движением делали его подозрительным в глазах турецких властей.

          С начала военных действий власти конфисковали оружие у еврейских жителей Палестины.
          Многие евреи были подданными враждебных Турции государств, в частности России.

          В декабре 1914 г. 700 евреев, иностранных подданных, были задержаны в Яффо и депортированы в Египет.
          Этот акт вызвал массовую эмиграцию евреев иностранных подданных, продолжавшуюся весь 1915 г.; страну покинуло более 11 тыс. евреев (свыше 1/8 всего еврейского населения).
          Большинство их сосредоточилось в лагерях беженцев в Египте; около 500 человек вступили в Отряд погонщиков мулов в составе британской армии.

          Еврейское население Палестины уменьшилось с 85 тыс. в 1914 г. до приблизительно 56 тыс. в 1918 г.

          К концу октября 1917 г. англичане начали наступление и овладели Беер-Шевой, а затем Газой и Яффо.
          11 декабря 1917 г. генерал Алленби вступил в Иерусалим.
          Османскому владычеству в Палестине, продолжавшемуся 401 год, пришел конец.

          Английское наступление избавило ишув от дальнейших преследований и спасло от грозившей ему гибели.
          Жители севера страны оставались под турецкой властью до сентября 1918 г.

          1-я мировая война обострила соперничество великих держав за господство на Ближнем Востоке.
          Заключенные накануне войны между Германией, Англией и Францией так называемые железнодорожные соглашения (1914) о разделе азиатской части Османской империи на сферы экономических интересов великих держав превратили Палестину в предмет соперничества Англии и Франции, которые сформулировали свои требования уже в первые месяцы войны.

          Притязания на территорию Палестины выражали и руководители поддержанного англичанами арабского восстания против турецкой власти.

          В 1916 г. между Великобританией и Францией было заключено соглашение о разделе азиатских владений Османской империи, так называемое соглашение Сайкс — Пико (по имени подготовивших его английского дипломата М. Сайкса и французского дипломата Ф. Жорж-Пико).

          По этому соглашению все части Палестины, в которых находились святые места, между Хевроном и озером Кинерет и между Средиземным морем и рекой Иордан, должны были перейти под совместное англо-франко-русское управление, обеспечивающее интересы этих держав и права всех религий.
          Заиорданье и Негев должны были войти в состав арабского государства под британским протекторатом.
          В Сирии должно было возникнуть арабское государство под французским протекторатом.

          Чтобы в условиях такого совместного управления создать противовес влиянию Франции — традиционной покровительницы католиков — и России — покровительницы православных, британское правительство в 1916 г. рекомендовало союзникам разрешить сионистскую поселенческую деятельность в Палестине (под покровительством Англии).

          Эта идея обсуждалась британским кабинетом еще в 1914 г.
          В феврале 1917 г. М. Сайкс встретился для ее обсуждения с сионистскими лидерами.
          Вскоре выяснилось, что Англия стремится не к совместному с Францией управлению Палестиной, но к безраздельному господству в стране.

          Планы раздела Палестины вызвали решительный протест руководителей сионистского движения, которые требовали сохранить единство страны в границах, отвечающих интересам ее еврейского населения, и вручить мандат на управление ею одной державе.
          Эта цель в известной степени соответствовала интересам Великобритании, свидетельством чему явилась “Декларация Бальфура” о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским устремлениям евреев (ноябрь 1917 г.).

          Принципы Декларации были одобрены правительствами союзных держав.
          Страна Израиля под названием Палестина вновь появилась на политической карте мира, а ее немногочисленное еврейское население — ядро национального очага еврейского народа — стало играть важную роль на международной арене.

          При опубликовании Декларации Бальфура политические расчеты Англии были подкреплены тем обстоятельством, что библейские ассоциации были весьма сильны в сознании некоторых членов британского кабинета; кроме того, британское правительство рассчитывало, поддерживая сионизм, привлечь симпатии еврейства США.

          Практически раздел Османской империи должен был привести к созданию трех независимых государств: еврейского, арабского и армянского.
          Эта идея легла в основу соглашения между Х. Вейцманом и эмиром Фейсалом в Акабе.

          На последнем этапе войны преимущественный интерес Франции к европейским делам и крушение царской России позволили Англии установить безраздельное господство над большей частью Ближнего Востока.

          Под управлением британских оккупационных властей оказалась вся территория Палестины.
          Спустя месяц после окончания военных действий французский премьер-министр Ж. Клемансо, полностью поглощенный проблемой Германии, дал согласие на установление британского господства над всей территорией Палестины.
          В обмен на это Франция потребовала поддержку Англией французского мандата на внутреннюю часть Сирии.

          Будущие границы Палестины обсуждались в нотах, которыми обменялись Англия и Франция в сентябре 1919 г. и июне 1920 г., а также на встречах министров иностранных дел этих стран в декабре 1919 г., июне и декабре 1920 г.
          В ходе этих переговоров французская сторона требовала вернуться к соглашению Сайкс — Пико.
          В конце концов, англичане приняли узкое толкование соглашения, достигнутого ими с Клемансо в 1918 г.

          24 апреля 1920 года конференция Верховного совета союзных стран в Сан-Ремо (Италия) постановила вручить мандат на управление Палестиной Великобритании, которая будет ответственна за проведение в жизнь Декларации Бальфура.

          В марте 1921 г. Заиорданье было выделено из состава еврейского национального очага и отдано под власть эмира Абдаллаха ибн Хусейна как компенсация за изгнание французами его брата Фейсала из Дамаска.

          Окончательные границы подмандатной Палестины были утверждены Советом Лиги Наций 22 июня 1922 г.

          Позволю себе отвлечь Ваше внимание от изложения исторических фактов и предложить Вам небольшой комментарий.
          Для Вашего удобства комментарий набран курсивом и при желании его можно пропустить и перейти к дальнейшему тексту очерка.

          Дело в том, что многие обосновывают “юридические права и суверенитет еврейского народа на Землю Израиля (на Палестину)” Декларацией Бальфура и в особенности соглашением союзных стран в Сан-Ремо от 24 апреля 1920 года. [9]

          По моему мнению, право народа на свободную жизнь на своей земле не может подлежать обсуждению и подтверждаться или же опровергаться какими-то международными соглашениями!

          Ведь никто не оспаривает, например, права англичан жить в Англии!
          Почему же право еврейского народа жить в Эрец-Исраель, должно подтверждаться какими-то международными соглашениями?

          Своё право на эту землю наш народ отстоял, жертвуя жизнями миллионов евреев, сохранивших нашу религию, национальную самобытность и многовековую связь с Эрец-Исраель и Иерусалимом.

          Поэтому все посягательства на нашу Родину - Палестину со стороны других народов я считаю незаконными.

          Незаконно существование на земле Палестины государства Иордания!
          Незаконны попытки создать на территории Израиля ещё одно новое арабское государство!
          Незаконны призывы к капитуляции (Мир в обмен на территории) перед арабами, во время войны за существование еврейского государства!
          Незаконна сдача врагу территорий, прикрываемая лозунгом –“ Два государства для двух народов”!

          Законны наша национальная жизнь в Палестине и борьба за полное освобождение нашей Родины от арабского нашествия!

          22 июня 1922 г. Совет Лиги Наций утвердил мандат на Палестину.
          В преамбуле к тексту мандата признавались исторические связи еврейского народа с Эрец-Исраэль и основания для восстановления его национального очага в этой стране.
          Мандат предусматривал признание Сионистской организации в качестве Еврейского агентства — консультативного органа, задачей которого является сотрудничество с мандатной администрацией “в таких экономических, социальных и других вопросах, которые касаются создания еврейского национального очага и интересов еврейского населения Палестины”.

          Умиротворению арабов должен был служить план созыва законодательного собрания, в котором они в силу своего численного преобладания в стране имели бы большинство.
          Однако план не был осуществлен, так как арабы бойкотировали выборы в законодательное собрание (1923).
          Арабы отвергли и план Г.Сэмюэла – Верховного комиссара Палестины, предусматривавший создание органа, аналогичного Еврейскому агентству.

          В результате в стране был установлен колониальный режим, возглавляемый верховным комиссаром и его администрацией, и почти все высшие представители власти были англичанами.

          В 1923 году англичане передали под контроль Франции часть Верхней Галилеи вместе с Голанскими высотами. Впоследствии Франция наделила Голанскими высотами Сирию. В настоящее время именно это и является юридическим обоснованием претензии Сирии на возвращение ей этой “исконной сирийской” территории.

          Преемник Сэмюэла на посту верховного комиссара лорд Плумер (1925–28) последовательно проводил политику, сформулированную в Белой книге, не считаясь с давлением арабов.
          Он поощрял реформу сил безопасности, содержание которых обходилось слишком дорого британской казне.

          Британская жандармерия была распущена (1920), и некоторые из служивших в ней вошли в состав палестинской полиции.
          Была создана трансиорданская пограничная стража, состоявшая почти исключительно из арабов.
          Сэмюэл и Плумер считали, что поддержание порядка и законности политическими и военными средствами — главная обязанность мандатных властей.

          Алия, основание сельскохозяйственных поселений, развитие промышленности и торговли — вся деятельность по созданию еврейского национального очага должна была осуществляться собственными усилиями евреев и созданных ими организаций.
          Период 1921–29 гг. открыл широкие перспективы перед еврейским народом и сионистским движением.
          В это время в страну репатриировалась новая волна евреев, получившая название третьей алии (1919-1923).

          С третьей алией в Палестину прибыло около 35 тыс. человек из Восточной Европы (России, Польши, Литвы, Румынии и д.р.) и около 800 человек из Западной и Центральной Европы (Германия, Австрия, Чехословакия, Венгрия и д.р.).
          Ишув не только вырос количественно, но и претерпел серьезные качественные изменения.

          В июне 1920 г. была создана организация еврейской самообороны Хагана, в которую влились тысячи новых халуцим.
          Создание Хаганы явилось ответом ишува на кровавые беспорядки в Иерусалиме и Яффо и неспособность британских властей обеспечить его безопасность.

          Представители третьей алии внесли заметный вклад в заселение равнины Хефер (1922) и района Кишон (1927).

          К этому периоду относится создание в стране ряда промышленных предприятий.
          Под руководством инженера П.Рутенберга были построены электростанции на реке Иордан, в Телль-Авиве (1923), в Хайфе (1925) и Твери (1925).
          В Атлите был построен завод по переработке соли (1922), в Хайфе — мукомольное предприятие и завод по производству растительного масла “Шемен”.
          В октябре 1925 г. возле Хайфы были пущены в действие цементный завод “Нешер” и несколько текстильных фабрик.

          Еврейское население Палестины увеличилось с 55 тыс. в 1919 г. до 108 тыс. человек в 1925 г.
          Число еврейских сельскохозяйственных поселений возросло с 44 в 1918 г. до 100 в 1925 г.
          Представительские органы ишува (Национальное собрание, органы местного самоуправления) получили официальный статус (1924), а также была упорядочена система судебных и административных органов.

          В середине 1924 г. в страну начали прибывать представители новой, четвертой алии (1924–28).

          По социальному составу она резко отличалась от предыдущей; с одной стороны, уменьшилось число халуцим (главным образом из-за запрещения выезда из Советского Союза), с другой — увеличилось число мелких предпринимателей, торговцев и ремесленников, которые прибывали в основном из Польши (из-за экономического кризиса и антисемитской политики правительства).
          Они вкладывали свои небольшие капиталы в промышленность, сферу обслуживания и более всего — в строительство.

          В Хайфе был заложен район Хадар ха-Кармел, сооружались дома и в Иерусалиме.
          В Акко была основана фабрика спичек “Нур”.
          Был заложен новый город – Афула.

          На Прибрежной равнине возникли новые сельскохозяйственные цитрусоводческие поселения: Магдиэль, Герцлия, Биньямина, Пардес-Ханна, а также группа поселений в районе Тель-Монд и Ра‘ананы (основаны в 1921 г.).
          В долине Шарон был основан город Нетания.

          Весной 1926 г. в стране разразился экономический кризис, вызванный прекращением притока капитала из Польши.
          Кончился строительный бум.

          По распоряжению лорда Плумера в годы экономического кризиса были организованы общественные работы для безработных евреев.
          В 1929 г. наступило улучшения экономической ситуации и возобновилась алия.

          Несмотря на кризисы 1923 г. и 1927 г. за 1919–1929 гг. еврейское население Палестины увеличилось почти втрое, достигнув 160 тыс. человек.
          Было приобретено свыше 1,2 млн. дунамов земли.
          Почти непрерывная цепь городов и сельскохозяйственных поселений протянулась от Метулы на севере до Беер-Товии на юге.

          Иврит стал разговорным языком ишува и языком школьного преподавания.
          В стране появились серьезная художественная литература, пресса и театр на иврите.
          В 1925 г. был открыт Еврейский университет в Иерусалиме и Технион в Хайфе.

          Беспорядки и еврейские погромы (1929–31), учинённые арабами, вновь вспыхнувшие при третьем верховном комиссаре, сэре Дж. Г. Ченслере (1928–31), прервали сравнительно мирное и конструктивное развитие.
          Палестина вновь стала объектом политических обсуждений.

          Министр колоний британского правительства лорд Пасфилд (С. Уэбб) назначил комиссию для расследования непосредственных причин беспорядков во главе с У. Шоу, которая пришла к выводу, что главная причина враждебности арабов к евреям в “их разочаровании в возможности осуществления своих политических и национальных стремлений и опасении за свое экономическое будущее”.
          Комиссия предложила ограничить иммиграцию евреев и покупку ими земли у арабов.

          Несмотря на то, что мандатная комиссия Лиги Наций отклонила этот отчет как противоречащий обязательствам мандатария, правительство Великобритании приостановило в мае 1930 г. иммиграцию евреев в Палестину.
          В октябре того же года была опубликована Белая книга лорда Пасфилда, которая еще сильнее ограничивала права евреев в стране и предусматривала дальнейшие ограничения на еврейскую иммиграцию и поселения.

          Под давлением общественного мнения британский премьер-министр Р. Макдональд опубликовал в феврале 1931 г. письмо Вейцману, в котором по-новому интерпретировал предложенные Белой книгой ограничения иммиграции.

          В конце 1931 г. верховным комиссаром был назначен генерал А. Г. Уокоп, который, оставаясь на этом посту до 1938 г., проявил понимание еврейских устремлений в Палестине.

          Волна репатриации 1929–1939 гг., получила название пятой алии.
          Немногочисленная вначале, она стала массовой после прихода к власти в Германии Гитлера (1933).

          В 1933–36 гг. в страну легальным путем прибыло 164 267 евреев, а тысячи прибыли “нелегально”.
          Ишув рассматривал ограничения алии британскими властями как произвол и нарушение обязательств государства-мандатария.

          К весне 1936 г. численность еврейского населения Палестины приблизилась к 400 тыс. (около 30% всего населения страны).

          Олим из Германии и других стран привезли значительные средства; за четыре года экономического подъема частные капиталовложения евреев в стране достигли 31 млн. 570 тыс. фунтов стерлингов.
          Больше половины этой суммы было вложено в строительство, около 6 млн. — в выращивание цитрусовых и другие виды сельского хозяйства, 7 млн. — в промышленность.
          Национальные фонды также значительно увеличили свои капиталовложения.

          Представители пятой алии оседали преимущественно в городах.
          Около половины их поселилось в Тель-Авиве, население которого к 1936 г. достигло 150 тыс. человек.

          В 1933 г. было завершено строительство Хайфского порта — первого современного порта страны.
          Еврейское население Хайфы увеличилось втрое и достигло 50 тыс. человек, что составляло около половины всего населения города, в котором выросли новые еврейские районы.

          В Иерусалиме также были построены новые районы; город особенно вырос после событий 1929 г.
          В строительство, осуществлявшееся в основном новыми олим, а некоторые из них инвестировали в развитие города свои капиталы.
          Развитию города весьма способствовала прокладка водопроводной линии от источников Рош ха-‘Аин.
          В 1936 г. еврейское население Иерусалима достигло 76 тыс. человек (60% всего населения города).

          Массовая алия значительно улучшила экономическое положение и арабского населения Палестины.
          Повысилась цена земли, обрабатываемой феллахами и, кроме этого, тысячи арабов нашли работу в еврейском секторе хозяйства страны.

          Повышенный спрос на рабочую силу привлекал в Палестину и арабов из соседних стран.

          За счет налогов, выплачивавшихся в значительной степени евреями, мандатные власти создали систему общественного здравоохранения и школьную систему, которыми фактически пользовалось лишь арабское население.
          Это побудило эмира Абдаллаха ибн Хусейна и шейхов трансиорданских племен вступить в 1933 г. в тайные переговоры с Еврейским агентством о возможности еврейской иммиграции в большом масштабе в Трансиорданию, но эти переговоры были прерваны в самом начале из-за противодействия британских властей.

          Рост силы и влияния евреев в Палестине сопровождался усилением арабского националистического движения.
          В 1931 г. в Хайфе была создана арабская террористическая организация, совершившая ряд убийств евреев.
          Арабские националисты пытались воспрепятствовать покупке земли евреями, запугивая арабских землевладельцев, разжигая споры о продаже земли и придавая конфликтам политический характер.

          Арабская демонстрация против роста иммиграции евреев (октябрь 1933 г.) была подавлена английскими властями.
          Английским властям удалось обезвредить арабскую террористическую организацию (ноябрь 1935 г.), однако напряженность в стране продолжала расти.

          В октябре 1935 г. арабские партии провозгласили всеобщую забастовку в знак протеста против приобретения евреями оружия.

          В декабре 1935 г. верховный комиссар Уокоп возродил старый план создания законодательного совета с ограниченными полномочиями, который должен был состоять из 14 арабов, семи евреев и семи представителей британской администрации и деловых кругов.
          Это предложение было отвергнуто евреями, которые видели в нем возможность препятствия алие.

          В английском парламенте план подвергли резкой критике, и правительство было вынуждено отказаться от него, а арабам предложили прислать в Лондон делегацию для политических переговоров.
          Среди арабских лидеров возобладало мнение, что ввиду симпатий, проявленных к арабскому националистическому движению правительствами Германии, Италии и Советского Союза, а также британской администрацией в Палестине, арабам не стоит соглашаться с английскими предложениями.
          Они исходили из того, что согласие означало бы лишь частичную победу, в то время, как открытое восстание арабов против британского мандата привело бы к радикальному изменению положения в стране, ликвидировав всякую возможность осуществления целей сионизма и передав всю полноту власти в руки арабов.

          Так начался период кровавых нападений на ишув, продолжавшийся с апреля по октябрь 1936 г., а затем снова — с июня 1937 г. по сентябрь 1939 г.

          Британское правительство назначило для расследования событий в Палестине комиссию во главе с лордом Пилем.
          Опубликованный в начале июля 1937 г. отчет комиссии содержал радикальное предложение о разделе Палестины на два государства: еврейское, которое включало бы всю Галилею и прибрежную полосу (до пункта южнее Реховота), и арабское, в состав которого входили бы Иудея, Самария и весь Негев.
          Иерусалим с окрестностями, связанный коридором с Яффо, должен был оставаться в руках англичан.

          Часть руководства ишува, в том числе Х. Вейцман, Д. Бен-Гурион и М. Шерток (Шарет), поддерживали план раздела; другие, в том числе М. Усышкин, В. Жаботинский и Б. Кацнельсон, выступали против него.
          В арабском лагере в поддержку раздела выступил эмир Абдаллах, надеявшийся включить арабскую часть Палестины в состав своего королевства и создать таким образом большое арабское государство, которое сотрудничало бы с еврейским государством в экономических вопросах.
          Верховный арабский комитет отверг план раздела и упорно настаивал на выполнении собственных требований.

          После окончания арабской всеобщей забастовки в стране вспышки арабского террора продолжались, а в сентябре 1937 г. беспорядки усилились.
          На убийство арабскими террористами одного из высших представителей британской администрации англичане ответили роспуском Верховного арабского комитета, арестом его руководителей и ссылкой их на Сейшельские острова.

          Муфтию удалось бежать в Сирию, откуда он продолжал руководить террористической деятельностью своих последователей.
          Вооруженные банды террористов установили режим террора, направленный против евреев, а также и арабов, лояльных властям.

          За период 1937–39 гг. было убито 415 евреев, более половины из них — между июлем и октябрем 1938 г.
          Однако террористам, как правило, не удавалось прорваться в еврейские города или сельскохозяйственные поселения.

          Летом 1938 г. арабское восстание достигло высшей точки.
          Банды террористов захватывали полицейские участки и врывались в арабские города.
          В октябре им удалось на некоторое время захватить Старый город Иерусалима (за исключением Еврейского квартала), однако части английской армии изгнали их оттуда.

          Для борьбы с бандами террористов англичане сконцентрировали в стране значительные силы (около 16 тыс. человек).
          В свою очередь, арабское население, уставшее от террора и вымогательств, лишило террористов своей поддержки, а сопротивление террору со стороны евреев усилилось.
          Эти обстоятельства и привели к поражению восстания (весна 1939 г.).

          В конце 1938 г. в британской политике произошли серьезные изменения.
          Мюнхенское соглашение между Великобританией, Францией, Италией и нацистской Германией (1938) явилось кульминацией политики “умиротворения” агрессора.

          Британское правительство, опасаясь присоединения арабов к врагам Англии в случае мировой войны, попыталось “умиротворить” и арабский мир.
          9 ноября 1938 г. оно объявило об отказе от плана раздела Палестины и пригласило еврейских и арабских лидеров, включая представителей арабских государств, на конференцию за круглым столом в Лондоне (февраль — март 1939 г.).
          Из-за отказа арабов встретиться с евреями англичане вели переговоры с арабами и евреями в отдельности.
          Эти переговоры не привели ни к чему.

          17 мая 1939 г. была опубликована Белая книга министерства колоний М. Макдональда, предлагавшая серьезные уступки требованиям арабов.
          Въезд евреев в Палестину в течение пяти лет не должен был превышать 10 тыс. человек в год, еврейским беженцам из Европы было обещано 25 тыс. дополнительных иммиграционных сертификатов, в результате чего численность евреев должна была бы достигнуть 1/3 всего населения страны.
          Дальнейший въезд евреев в страну допускался бы только с согласия арабов.

          Намечалось введение строгих ограничений продажи земли евреям.
          Наконец, Белая книга предусматривала создание через 10 лет независимого палестинского государства, которое сохраняло бы стратегические и экономические связи с Великобританией.

          Британское правительство немедленно приступило к проведению политики, предусмотренной Белой книгой.

          Ее неукоснительно осуществлял пятый верховный комиссар сэр Х. Мак-Майкл (1938–44).
          Число разрешений на въезд в страну было резко сокращено.
          За шесть месяцев после начала 2-й мировой войны (октябрь 1939 г. — март 1940 г.) евреям не было выдано ни одного иммиграционного сертификата под предлогом борьбы с “нелегальной” иммиграцией.

          В феврале 1940 г. были введены ограничения на продажу земли евреям, предусмотренные Белой книгой.
          Уступки британских властей не удовлетворили, арабских экстремистов во главе с муфтием, которые вступили в контакт с врагами Англии, прежде всего с нацистской Германией, надеясь с их помощью уничтожить ишув.

          В это же время (1939–1942), ишув выразил готовность сотрудничать с британскими властями в борьбе против общего врага.
          Почти все еврейское население страны призывного возраста (136 тыс. человек) изъявило желание служить в армии.

          Тем не менее, мандатные власти продолжали проводить политику Белой книги и прибегали к насильственной депортации “нелегальных” иммигрантов.

          В мае 1940 г., после организованных Хаганой демонстраций против ограничений на покупку евреями земли, британское командование потребовало от Хаганы сдать имевшееся в ее распоряжении оружие.
          В ноябре 1940 г. судно “Патрия”, на котором британские власти намеревались депортировать 1,7 тыс. человек на остров Маврикий, было затоплено в Хайфском заливе беженцами с помощью Хаганы, при этом погибло 250 человек.

          Политика британских властей по отношению к ишуву несколько изменилась после образования правительства Черчилля и вступления Италии в войну (июнь 1940 г.).

          Обыски и аресты прекратились; в британскую армию стали допускаться еврейские добровольцы; транспортные подразделения британской армии постепенно превратились в еврейские части, которые выполняли важные задания в Ливии, Египте, Эфиопии, Греции (где тысяча еврейских добровольцев попала в плен к немцам) и на острове Крит.
          К концу войны в британской армии служило 26 620 евреев из Палестины, в том числе 4 тыс. женщин.

          Годы войны привели к серьезным переменам в экономике ишува.
          Внезапное прекращение внешнеторговых связей в начале войны вызвало тяжелый экономический кризис.
          Вместе с тем изоляция Ближнего Востока от Европы способствовала его экономическому развитию, особенно стимулированному тем, что Ближний Восток превратился в огромную международную военную базу.

          В Палестине значительно увеличились производство и переработка продуктов сельского хозяйства.
          Расширилось и промышленное производство.
          Еврейские ученые, инженеры и техники внесли важный вклад в развитие военной промышленности.

          Арабы в основном относились безразлично к целям войны а значительная часть во главе с находившимся вне страны муфтием, стояла за союз с нацистами.
          В 1941 г. муфтий и несколько его подручных поселились в Германии, где приняли участие в разработке планов уничтожения европейского еврейства.

          В мае 1942 г. на Чрезвычайной сионистской конференции в отеле “Билтмор” в Нью-Йорке была принята программа, призывавшая к снятию всех ограничений на алию, к передаче всех полномочий британских властей в Палестине Еврейскому агентству и к созданию еврейского государства.
          В декабре 1944 г. эта программа была утверждена и Собранием депутатов ишува.
          Таким образом, столкновение евреев с мандатными властями становилось неизбежным.

          Окончание 2-й мировой войны не принесло с собой изменения британской политики в отношении возвращения евреев в Палестину, она не изменилась и после прихода к власти в Великобритании лейбористской партии (1945), несмотря на просионистскую позицию этой партии в прошлом.
          Э. Бевин, министр иностранных дел в лейбористском правительстве К. Эттли, проводил еще более откровенную антисионистскую политику, чем его предшественник.

          Ишув не мог примириться с этим.
          Осенью 1945 г. Хагана в сотрудничестве с Эцелом и Лехи организовала движение еврейского сопротивления.

          10 октября 1945 г. подразделение Палмаха освободило в Атлите 208 интернированных в лагере “нелегальных” олим.
          Возобновилась организованная переправка “нелегальных” олим из Европы.

          Пытаясь помешать их высадке, британских власти усилили береговую охрану.
          Суда, на борту которых находились еврейские беженцы, англичане перехватывали в открытом море.

          Каждый такой случай вызывал негодование в стране и укреплял решимость ишува оказывать активное сопротивление политике британских властей.
          Свою силу еврейское сопротивление продемонстрировало в ночь на 2 ноября 1945 г., когда были взорваны все железнодорожные пути в стране и затоплены несколько катеров пограничной охраны.

          Э. Бевин выступил с заявлением, фактически отменявшим все прежние просионистские декларации лейбористской партии и предлагавшим передать вопрос о еврейских беженцах на рассмотрение англо-американской комиссии.

          Ишув вступил в борьбу с британскими властями.
          Подразделения Палмаха, Эцела и Лехи продолжали нападения на британские полицейские посты, пункты береговой охраны, радиолокационные установки и аэродромы.
          Происходили частые столкновения между британскими силами безопасности и еврейскими демонстрантами.

          С другой стороны, продолжали прибывать суда с “нелегальными” олим.
          Попытка британских властей предотвратить отправку из Италии в Палестину двух судов, на борту которых находилась тысяча беженцев, и последовавшая в ответ голодовка пассажиров вызвали возмущение мирового общественного мнения, и англичане вынуждены были уступить и пропустить корабли.

          Англо-американская комиссия, прибывшая в Палестину после посещения лагерей перемещенных лиц в Европе, рекомендовала в своем отчете (1 мая 1946 г.) немедленно разрешить въезд в страну 100 тыс. еврейских беженцев.
          Британское правительство отвергло эту рекомендацию, в ответ на что движением еврейского сопротивления были взорваны (17 июня) все мосты, связывающие Палестину с соседними странами.

          29 июня 1946 г. (“Черная суббота”) британские власти арестовали всех членов правления Сионистской организации.
          В сотнях поселений британские воинские части в течение нескольких дней производили обыски в поисках оружия, сопровождавшиеся в ряде случаев разгромом домов.
          Тысячи подозреваемых в принадлежности к Палмаху были интернированы.

          Всех “нелегальных” олим, задержанных на пути в Палестину, британские власти отправляли на Кипр и там интернировали в лагеря.

          Напряжение достигло новой силы в связи с осуществлением Эцелом 22 июля 1946 г. взрыва иерусалимского отеля “Царь Давид”, где помещались центральные учреждения британской администрации.
          Несмотря на предупреждения командования Эцела, здание не было эвакуировано, что привело к человеческим жертвам.

          Предложения британского правительства о разделе Палестины на три сектора — еврейский, арабский и британский (последний включал Иерусалим и Негев) с сохранением верховного контроля Англии в течение следующих четырех лет (“план Моррисона”) были отвергнуты как евреями, так и арабами.

          В феврале 1947 г. британское правительство заявило о своем решении передать палестинский вопрос на рассмотрение Организации Объединенных Наций.

          В течение всего 1947 г. напряженность продолжала расти.

          Эцел и Лехи нападали не только на административные здания, но и на военные объекты.
          На одну из самых эффективных операций еврейских боевых организаций по освобождению нескольких своих членов, заключенных в крепости Акко, британские власти ответили усилением репрессий и казнью семерых бойцов Эцела и Лехи, после чего Эцелом были повешены два английских сержанта.

          Погрузка еврейских беженцев в хайфском порту на британские суда для отправки на Кипр сопровождалась пассивным сопротивлением и массовыми демонстрациями ишува, а в нескольких случаях — актами саботажа, организованными специальными подразделениями Палмаха.

          В июле 1947 г. в Хайфу прибыло судно “Эксодус”, на борту которого находилось 4,5 тыс. еврейских беженцев.
          Британские власти заставили судно вернуться в порт отправления во Франции, где беженцы отказались сойти на берег, а французские власти отказались принуждать их к этому.
          Тогда англичане направили судно в Гамбург (британская зона оккупации Германии) и силой вернули беженцев на немецкую землю.

          Этот случай потряс мировое общественное мнение и приблизил отказ Великобритании от мандата.

          Ишув активизировал деятельность по созданию новых поселений.
          К концу 1947 г. еврейское население страны составило 630 тыс. человек, то есть около 1/3 всего ее населения.

          В мае 1947 г. палестинский вопрос рассматривался на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
          Советский представитель А. Громыко выразил от имени своего правительства поддержку стремлению евреев к созданию собственного государства в Палестине.

          Был назначен специальный комитет ООН по Палестине, который пришел к единодушному решению о необходимости прекращения действия британского мандата.
          Большинство членов комитета высказалось за раздел Палестины на два независимых государства — еврейское и арабское — и особую интернациональную зону, включающую Иерусалим с окрестностями.
          Оба государства должны были образовать экономический союз.
          Меньшинство высказалось за создание федеративного двунационального государства.

          29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся приняла решение о разделе Палестины.
          Согласно этому решению в состав еврейского государства должны были войти восточная Галилея, северная часть долины Иордана, Изреельская долина, долина Бет-Шеан, прибрежная полоса от пункта южнее Акко до пункта южнее Реховота, а также весь Негев, включая Эйлат.
          Иерусалим с окрестностями должен был находиться под международным контролем.
          Остальные территории страны отводились арабскому государству.

          Британское правительство отказалось сотрудничать в осуществлении плана раздела и заявило о намерении вывести из Палестины свои вооруженные силы и гражданский персонал к 15 мая 1948 г.
          Ишув горячо приветствовал известие о предстоящем уходе англичан.

          Лидеры арабского населения и арабские государства отвергли решение ООН и заявили о своем намерении прибегнуть к силе, что не замедлили исполнить.

          30 ноября 1947 г. был обстрелян еврейский автобус (пять человек убито).
          Была объявлена всеобщая арабская забастовка, а в Иерусалиме произошли уличные беспорядки, сопровождавшиеся поджогами.

          В соответствии с решением мандатных властей соблюдать нейтралитет в борьбе между евреями и арабами британская полиция оставалась безучастной.
          Беспорядки быстро распространились на все части страны, однако в отличие от восстания 1936–39 гг. теперь евреи лишь собственными силами отражали нападения вооруженных банд арабов.

          Арабские государства при попустительстве британских властей оказывали этим бандам финансовую помощь и засылали в них добровольцев, из которых была организована так называемая Армия спасения под командованием Ф.ал-Каукджи.

          Хагана обеспечивала не только безопасность еврейских городов и сельскохозяйственных поселений, но и постоянную связь между ними.
          Особенно трудно было поддерживать связь с изолированными еврейскими поселениями в Верхней и Западной Галилее и Негеве и с четырнадцатью поселениями Гуш-Эцион (вблизи Хеврона), а также с еврейской частью Иерусалима, осажденной арабскими бандами, пытавшимися отрезать ее от всей страны.

          В Иерусалиме были введены строгие нормы на продовольствие и воду.
          Арабы осуществляли террор и устраивали взрывы в людных местах города.

          Среди евреев была объявлена всеобщая мобилизация; и к моменту провозглашения государства в рядах еврейских вооруженных сил служило 51,5 тыс. человек.
          Нехватка оружия была главным препятствием к успешному проведению боевых операций.
          Имевшееся оружие было устаревшим, иногда самодельным.
          Лишь к концу апреля 1948 г. прибыли первые большие партии оружия (главным образом из Чехословакии).

          В этот период США временно отказались от поддержки плана раздела Палестины и предложили передать ее под опеку ООН до достижения соглашения между евреями и арабами (19 марта 1948 г.).
          Американская дипломатия тщетно пыталась оказать давление на Еврейское агентство и ишув с целью добиться отсрочки провозглашения еврейского государства.

          В середине апреля руководство сионистской организации приняло решение начать интенсивную подготовку к провозглашению государства сразу после ухода англичан.

          Были созданы временные законодательные и исполнительные органы: Мо‘эцет ха-‘ам (Народный совет), состоявший из 37 представителей всех партий и группировок ишува, и Минхелет ха-‘ам (Народное правление) в составе 13 человек во главе с Д. Бен-Гурионом.

          Произошли резкие изменения в ходе борьбы с арабским террором.
          Хагана захватила в свои руки инициативу и быстро овладела всей территорией, отведенной еврейскому государству.

          В начале апреля 1948 г. была проведена первая значительная военная операция под названием “Нахшон”, в результате которой для караванов с продовольствием была открыта дорога в осажденный Иерусалим.

          Попытка сил Каукджи овладеть киббуцом Мишмар ха-Эмек (4 апреля) потерпела полный провал.
          Цфат был очищен от арабских сил (11 апреля).
          Яффо сдалось еврейским войскам после атаки, начатой Эцелом и поддержанной Хаганой (13 апреля).

          14 апреля арабские террористы напали на транспорт с еврейскими врачами, медсестрами и научными работниками, направлявшийся на гору Скопус, где находились больница “Хадасса” и Еврейский университет.
          При попустительстве англичан было убито 78 человек.

          Операция “Хар-Эль”, целью которой было овладение командными высотами по дороге в Иерусалим, была прекращена из-за опасения, что англичане передадут арабам свои укрепленные позиции в Иерусалиме.

          18 апреля была занята Тверия, а 22 апреля Хагана заняла всю Хайфу.
          Накануне ухода англичан Хагана заняла большую часть еврейского Иерусалима.

          Однако Арабским легионом (иорданскими силами под командованием английских офицеров) был отрезан и осажден еврейский квартал Старого города и захвачен Гуш-‘Эцион — группа еврейских поселений к югу от Иерусалима (13 мая).
          Все жители его центрального поселения Кфар-‘Эцион, даже те, кто сдался в плен, были убиты; оставшиеся в живых жители других поселений были в качестве пленных отправлены в Трансиорданию.

          За шесть недель, предшествовавших провозглашению государства, погибли в борьбе с арабами несколько сот евреев.
          В ряды защитников ишува накануне вторжения армий арабских государств влилось свыше 30 тыс. человек.

          Прибытие первых партий оружия из Чехословакии и приобретение легких зенитных и противотанковых орудий значительно укрепило обороноспособность ишува, несмотря на то, что в распоряжении его вооруженных сил все еще не было полевых орудий и боевых самолетов.

          Массовое бегство арабов из районов, занятых еврейскими силами, было в значительной степени спровоцировано арабским руководством, распространявшим лживые слухи о жестокостях евреев по отношению к арабскому населению.
          Для запугивания арабского населения был использован тот факт, что при штурме арабской деревни Дейр-Ясин (к западу от Иерусалима) объединенными силами Эцела и Лехи (9 апреля 1948 г.) погибло много мирных жителей.
          Арабское командование обещало арабам скорое возвращение в покинутые города и деревни.
          Именно так эта пропаганда способствовала созданию проблемы арабских беженцев.

          14 мая 1948 г., за день до истечения срока британского правления в Палестине, Народное правление на заседании в Тель-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля, провозгласив тем самым создание Государства Израиль.

          Последний верховный комиссар, сэр Э. Дж. Кеннингем, занимавший этот пост с 1945 г., покинул страну в тот же день.



Литература.

1. С.М. Дубнов. Краткая история евреев.
http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov1.htm

2. История еврейского народа.
http://jhistory.nfurman.com/index.htm

История Израиля (История еврейского народа http://jhistory.nfurman.com/code/2t.htm)
История Израиля (Литература http://jhistory.nfurman.com/code/6t.htm)

3. Очерки по истории еврейского народа. Под ред. С. Этингера
http://jhistory.nfurman.com/code/ettinger_02.htm

4. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.
http://www.eleven.co.il/article/11758

5. Ф.И. Успенский. История крестовых походов. СПб., 1900-1901
http://enoth.narod.ru/Crusades/Crusade_Usp00.htm

6. Ориана Фаллачи. Сила разума (отрывок из 1-й главы книги).
http://www.judea.ru/article.php3?id=3665

7. Распространение ислама в Азии и Африке.
http://internation-diplomat.narod.ru/rel_exam_23.html

8. Арабские завоевания. Халифаты Умайядов и Абассидов. Распространение ислама.
http://www.kulichki.com/~gumilev/HE2/he2202.htm

9. Говард Гриф. Юридические права еврейского народа на Землю Израиля в свете международного права.
http://forisrael.narod.ru/articles/truth_about_middle_east/legal_rights_to_land.htm
 

 
    Илья Брускин. Бат-Ям. 12.07.2009.
Наверх.      
 



Hosted by uCoz